Положение о Психологической службе ЦДТ
Положение
о Психологической службе МБУДОД ЦДТ
I. Общие положения
- Настоящее положение определяет организационно-методическую основу деятельности Психологической службы МБУДОД ЦДТ.
- Психологическая служба является структурным подразделением Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования детей Центр детского творчества, находящимся в подчинении директора образовательного учреждения, который обеспечивает финансирование, материально-техническое оснащение и обеспечение Психологической службы кадрами в соответствии с нормативными документами.
- В своей деятельности Психологическая служба руководствуется международными актами в области защиты прав детей, Конвенцией о правах ребёнка, Конституцией РФ и федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, иными нормативно-правовыми актами законодательной и исполнительной власти; законами и другими нормативно-правовыми актами Челябинской области, законами и другими нормативно-правовыми актами города Челябинска; Законом Российской Федерации «Об образовании», иными нормативно правовыми актами, регулирующими вопросы образования; административным, трудовым и хозяйственным законодательством РФ; типовым положением об учреждениях дополнительного образования детей; Уставом и локальными правовыми актами МБУДОД ЦДТ, в т.ч. правилами внутреннего трудового распорядка; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты; приказами и распоряжениями директора МБУДОД ЦДТ.
- Служба оказывает содействие формированию развивающего образа жизни обучающихся, воспитанников МБУДОД ЦДТ, их индивидуальности на всех этапах образовательного процесса, развитию у воспитанников ЦДТ творческих способностей, созданию у них позитивной мотивации к обучению, деятельность Психологической службы направлена на определение психологических причин нарушения личностного и социального развития и профилактику возникновения подобных нарушений.
II. Цели и задачи Психологической службы
- Целью Психологической службы МБУДОД ЦДТ является создание условий для формирования оптимальной системы взаимодействия всех участников образовательного процесса, обеспечивающей полноценное развитие и реализацию способностей и возможностей каждого воспитанника, содействие психическому, психофизическому и личностному развитию детей и подростков.
- Задачи Психологической службы МБУДОД ЦДТ:
- психологический анализ социальной ситуации развития в образовательном учреждении, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их решения;
- оказание поддержки всем категориям субъектов образовательного процесса в решении ими личностных и профессиональных проблем, проблем межличностного взаимодействия, эмоциональной саморегуляции и др.
- поддержка процессов самоопределения и саморазвития всех категорий субъектов образовательного процесса;
- формирование личностно-ориентированной позиции педагога;
- содействие повышению психологической компетентности всех участников образовательного процесса;
- содействие гармонизации социально-психологического климата в детском и педагогическом коллективе ЦДТ;
- участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности педагогов ЦДТ, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, проводимой по инициативе администрации ЦДТ;
- изучение индивидуальных особенностей воспитанников в единстве познавательной, личностной и поведенческой сфер;
- оказание помощи в профессиональном самоопределении обучающихся, определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов;
- содействие в приобретении обучающимися, воспитанниками ЦДТ психологических знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни;
- профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также развитии обучающихся, воспитанников ЦДТ.
III. Основные направления деятельности Психологической службы
К основным направлениям деятельности службы относятся:
- Психологическая диагностика:
- изучение интеллектуальных, эмоционально-волевых и личностных особенностей у всех категорий субъектов образовательного процесса;
- изучение способностей, склонностей, интересов, определение потенциальных возможностей всех категорий субъектов образовательного процесса;
- выявление причин нарушений в развитии и (или) социальной адаптации обучающихся, воспитанников ЦДТ;
- проведение психологической диагностики по параметрам, включённым в мониторинг ЦДТ.
Психологическая диагностика проводится специалистами Психологической службы в соответствии с запросом, поступающим от всех категорий субъектов образовательного процесса.
- Психологическая коррекция:
- коррекция нарушений в развитии обучающихся, воспитанников ЦДТ;
- коррекция социальной дезадаптации обучающихся, воспитанников ЦДТ;
- коррекция детско-родительских взаимоотношений;
- содействие социально-психологической реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
- Консультативная деятельность:
- индивидуальное и групповое консультирование обучающихся, воспитанников ЦДТ по вопросам обучения, развития, жизненного и профессионального самоопределения, межличностного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- индивидуальное консультирование родителей и педагогов по вопросам семейного воспитания, развития потенциальных возможностей обучающихся, межличностных отношений в семье и педагогическом коллективе, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям (законным представителям), направленных на оказание помощи в вопросах воспитания, обучения и развития;
- консультирование администрации образовательного учреждения по вопросам психологического сопровождения образовательного процесса, гармонизации социально-психологического климата в педагогическом коллективе.
- Психологическая профилактика:
- предупреждение возникновения явлений социальной дезадаптации обучающихся, воспитанников ЦДТ;
- создание условий для своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта обучающихся, воспитанников ЦДТ;
- создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников ЦДТ на каждом возрастном этапе.
- Психологическое просвещение
- формирование у воспитанников ЦДТ и их родителей (законных представителей), у педагогических работников и руководителей образовательного учреждения потребности в психологических знаниях, желания использовать их в развивающих целях;
- повышение психологической компетентности всех участников образовательного процесса.
- Организационно-методическая деятельность:
- подготовка методических материалов для проведения психологической диагностики и разработки индивидуальных развивающих и коррекционных программ с учётом индивидуальных особенностей личности обучающихся, воспитанников ЦДТ;
- участие в разработке новых методов психодиагностики, психологической коррекции и других видов деятельности, оценка их эффективности;
- обработка результатов психодиагностики, их анализ и оформление;
- подготовка материалов к проведению семинаров, «Круглых столов», деловых и социально-ролевых игр, выступлениям на педагогических советах, психолого-педагогических консилиумах и пр.
IV. Обеспечение деятельности Психологической службы
- Деятельность Психологической службы МБУДОД ЦДТ обеспечивается органом управления образованием, в ведении которого находится образовательное учреждение.
- Учебно-методическое обеспечение деятельности Психологической службы осуществляется соответствующим структурным подразделениям Минобразования России, которое проводит методическую работу, организует и контролирует деятельность педагогов-психологов, содействует оснащению рабочих мест необходимым психологическим инструментарием для проведения диагностической, коррекционно-развивающей и других видов деятельности.
- Психологическая служба работает в тесном контакте с администрацией учебного заведения, руководителями структурных подразделений, педагогами дополнительного образования, руководителями творческих объединений; в случае необходимости устанавливает контакты с учреждениями здравоохранения, органами опёки, органами внутренних дел и прокуратуры, общественными организациями, оказывающими образовательному учреждению помощь в воспитании и развитии обучающихся, воспитанников ЦДТ.